Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление - умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Документы федерального уровня
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО» (смотреть)
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» (смотреть)
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Открытые банки заданий:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
- Презентация проекта «Функциональная грамотность»
Документы и материалы регионального уровня
«Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся»
Оценка глобальных компетенций в исследовании PISA Геращенко Сергей Андреевич, начальник центра
Документы муниципального уровня
Финансовая грамотность (МЦОКО Энгельсского муниципального района)
Руководителю внедрение эл. банка заданий в обр процесс
Документы школьного уровня
Итоги участия ОУ в мероприятиях функциональной грамотности
План мероприятий по ФГ на 2022-2023 учебный год.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО https://fg.resh.edu.ruОткрытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
Банк заданий по функциональной грамотности
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Что значит быть грамотным в XXI веке. Методические материалы для педагогов и родителей
Родительское собрание "Функциональная грамотность в вопросах и ответах" (ГАУ ДПО "СОИРО", 6.12.2021)
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Обсуждение результатов международной программы PISA-2018
- Отчёт по результатам международного исследования PISA-2018
- Ковалева Г.С., руководитель ЦОКО ИСРО РАО «Совершенствование Российского образования»
- Ковалева Г.С., руководитель ЦОКО Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н. «Оценка функциональной грамотности (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой, глобальных компетенций): общие подходы, примеры заданий»
- Измерительные материалы для оценки ФГ учащихся начальной школы на основе компетентного подхода
- Особенности измерительных материалов для оценки ФГ в рамках международного исследования PISA
- Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности учащихся и выпускников основной школы
- Список литературы по функциональной грамотности
- Список по смысловому чтению и читательской грамотности
- Чиганова Е.А. «О методическом обеспечении работы по повышению уровня функциональной грамотности»
- Чабан Т.Ю. «Мониторинг функциональной грамотности в Красноярском крае»
- Концепция самодиагностики учителей основной и средней школы
- Формирование метапредметных компетенций педагога средствами дополнительного профессионального образования
- Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5-9 классы)». Пособие будет полезно всем, кто заинтересован в формировании и развитии у обучающихся способности использовать извлеченную информацию для решения практических задач. Ссылка для скачивания пособия
- Практические рекомендации «Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке»
- Презентация «Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования»
- Цифровые компетенции педагога
СЕРИЯ ВЕБИНАРОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- вебинар «Оценка по модели PISA» (https://youtu.be/GKqgQs3WSu4). На вебинаре рассмотрены следующие темы:
- «Об исследовании «Оценка по модели PISA», Станченко С.В., директор ФГБУ ФИОКО;
- «Методические аспекты подготовки к проведению исследования PISA в образовательных организациях», Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
- «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности», Суханов Д.А., преподаватель ФГАУ ФИЦТО.
- Готовимся к PISA-2022. Математика и креативное мышление
- Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»
- Формирование читательской грамотности
- Формирование математической грамотности
- Формирование естественнонаучной грамотности
- Формирование финансовой грамотности
- Формирование креативного мышления
- Общая методология
- Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником: ссылка на интенсив https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/, ссылка на марафон https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main?turbo=true#tekst-8.